В конце августа в Астрахани состоялось грандиозное музыкальное событие, собравшее более пяти тысяч зрителей. В стенах Астраханского кремля под открытым небом Астраханский государственный театр Оперы и Балета представил постановку оперы «Князь Игорь» А. Бородина. Центральная площадь Кремля на время спектакля стала зрительным залом, а Кафедральный собор «Успения Пресвятой Богородицы» и примыкающие к нему постройки послужили декорациями. «Князь Игорь» - четвертая постановка театра в рамках проекта «Русские оперы в Астраханском кремле» - была приурочена к празднованию 300-летия Астраханской губернии.

Звуковое оснащение постановки оперы «Князь Игорь» в Астраханском кремле выполнила компания MixArt Distribution. В качестве системы звукоусиления использовались звуковые комплекты K-Array, управление звуком обеспечивала цифровая микшерная системы Allen & Heath dLive, подзвучка оркестра, хора и голосов солистов была выполнена с помощью микрофонов и радиосистем Audio-Technica.

«Приглашение стать техническим партнером постановки оперы «Князь Игорь» в Астраханском кремле мы получили после нескольких успешных совместных проектов с театром, - рассказывает Вадим Щербаков, директор представительства MixArt в Южном федеральном округе и главный звукорежиссер постановки. - Осенью 2016 г. MixArt выступил техническим спонсором фестиваля "Дельта-Джаз", проходившего на сцене театра, после этого мы получили предложение поработать на премьере "Травиаты". Весной 2017 г. при нашей технической поддержке Астраханский театр с большим успехом представил свою постановку оперы «Осуждение Фауста» на сцене Большого театра в Москве. Так как во всех предыдущих проектах мы использовали акустические системы K-Array, то и на этот раз тоже решили положиться на них».

Специально для постановки оперы «Князь Игорь» на площади в центре Астраханского кремля перед Кафедральным собором была построена сцена длиной около 40 м и глубиной около 20 м. Широкая монументальная лестница, соединяющая собор и Лобное место, послужила центральным элементом декораций. Лобное место – невысокая постройка круглой формы, примыкающая к собору, а также стена самого собора, на которую в ходе спектакля осуществлялась видеопроекция, тоже выполняли функции декораций. В общей сложности в спектакле было задействовано более 600 человек, включая артистов, хор, балет, оркестр, технические службы.

Проект системы звукоусиления для постановки в Астраханском кремле был разработан MixArt совместно с техническими специалистами K-Array. Сначала было смоделировано пространство будущей постановки и подобраны несколько конфигураций системы на базе разных моделей акустических систем и звуковых комплектов K-Array. После прослушивания нескольких вариантов систем в шоу-руме штаб-квартиры K-Array в Италии выбор единогласно был сделан в пользу акустических элементов Dragon-KX12 в подвесных кластерах по шесть штук и сабвуферов Thunder-KMT218 в качестве портальной системы, звуковые комплекты Pinnacle-KR802 в функции линий задержки и комплекты Pinnacle-KR102 в качестве фронтфилов. «Мы с итальянскими коллегами очень тщательно готовили проект, просчитывали все детали, но перед первым прослушиванием системы непосредственно в кремле я все рано волновался», - говорит Вадим Щербаков. – Однако она превзошла все наши ожидания: качественный разборчивый звук, равномерное покрытие, и в добавок к этому еще компактность и почти невидимость!»

Управление звуком в зале и мониторами на сцене и в оркестре во время спектакля обеспечивала цифровая микшерная система Allen & Heath dLive, состоявшая из двух консолей S5000 и S7000, системного рэка DM64 и трех модулей расширения DX32. Подключение к DM64 одновременно двух консолей было реализовано при помощи установленной в рэк карты расширения gigaACE. Консоли располагались на расстоянии 25 м от оркестра в центре зрительского зала. За ними работала команда из двух звукорежиссеров: на первой консоли микшировались солисты, хор, солисты оркестра, использовались эффекты; с нее шел основной микс в портальные системы, а также звук на линии задержки и в мониторы. На второй консоли микшировались остальные инструменты оркестра, и далее микс с нее шел на вход первой консоли. Рэк DM64 располагался в левой части оркестра, к нему были подключены все оркестровые микрофоны, левый портал и две линии задержки, находившиеся слева. Кроме этого работавшая в кремле система dLive включала в себя три модуля DX32 с одинаковым набором карт: три M-AIN по 8 входов каждая и одна карта M-AOUT с 8 выходами. Первый DX32 находился рядом с DM64, к нему были подключены радиосистемы солистов, часть хоровых микрофонов, установленных на левой части авансцены, микрофоны для официальных речей, мониторы левой части сцены. Второй DX32 находился в левой стороне кулисы и использовался для подключения закулисных микрофонов хора, микрофонов центральной части лестницы и мониторинга за сценой, на лестнице и лобном месте. К третьему DX32 были подключены хоровые микрофоны в четырех зонах "половецкого стана", несколько линий мониторинга, правый портал и две линии задержки. На борту S5000 была установлена карта Waves 3 для выполнения многоканальной записи спектакля и карта MADI для воспроизведения многоканальных фонограмм. Вадим Щербаков: «Фонограмма "Звучание утреннего леса", например, в многодорожечном варианте производит очень сильное впечатление: это когда птицы перемещаются и поют не в стерео, а вокруг тебя на 360 градусов. Сделать это нам помогли порталы и две линии задержки».

Функцию мониторных акустических систем выполняли активные громкоговорители QSC К.2. Для ближних зон, например, для лестницы, использовались 8-дюймовые К8.2, для средних зон, включая хор невольниц, - 10-дюйморые K10.2, для дальних планов перемещающихся солистов и хора – 12-дюймовые K12.2. Дирижер использовал в качестве монитора одну акустическую систему К10.2, в которую шли только голоса солистов и хор.

Подзвучку располагавшегося перед сценой оркестра и хора обеспечивал большой парк проводных микрофонов Audio-Technica. C помощью микрофонов Audio-Technica ATM350 с разными типами креплений были озвучены все солисты оркестра, пульты первых и вторых скрипок, альтов и виолончелей, контрабасы. Для остальных струнных использовались микрофоны Audio-Technica AT2031 по одному на пульт. Медные и деревянные духовые, ударные были озвучены при помощи АЕ3000 и АТ2031. Два микрофона АТ4047 из студийной линейки Audio-Technica использовались как обзорные микрофоны в центре над дирижером. Хор театра во время спектакля перемещался из одной позиции в другую, каждая из которых была озвучена с помощью разных комплектов микрофонов Audio-Technica: четыре PRO45 на лестнице на сцене, три XY-пары AT8033 на авансцене, два AT8033 за кулисами, стереопары AT4050, АТ2050, AT8033 на позиции, где находились гульбище и половецкий стан.

Одиннадцать солистов спектакля использовали радиосистемы Audio-Technica ATW-3110b с миниатюрными петличными микрофонами AT899CW-TH, которые были закреплены на костюмах. Так как спектакль проходил под открытым небом и была велика вероятность появления эффекта задувания, все оркестровые и хоровые микрофоны, а также петличные радиомикрофоны солистов и использовались с «меховыми» ветрозащитами Audio-Technica.

«Реализовать масштабный проект по постановке оперы «Князь Игорь» в Астраханском кремле мы смогли благодаря слаженной работе сотрудников MixArt из московского офиса и Ростова, - комментирует Вадим Щербаков, - а также благодаря помощи коллег из K-Array, Allen & Heath, Audio-Technica, QSC и приглашенных специалистов: звукорежиссера и продюсера Вадима Галицына, который помогал управлять звуком во время спектакля и звукорежиссера Сергея Рыбченко, консультировавшего меня в период подготовки проекта. Также хочу поблагодарить за помощь и сотрудничество весь коллектив театра, художественного руководителя и главного дирижера Валерия Воронина, дирижера Евгения Кириллова, руководителя постановочного цеха Владимира Дунчева, а также звуковой цех!»